Демонстрационный вариант

Олимпиады школьников

по русскому языку

«Homo dicens»

Олимпиада школьников по русскому языку «Homo dicens» (от лат. говорящий человек – человек, действующий с помощью слова, изменяющий мир и других людей в процессе коммуникации) проводится в Московском городском педагогическом университете с 2013 года и ставит своей главной целью: показать школьникам значение языка в жизни современного человека, его возможности и сущность коммуникативного взаимодействия.
Олимпиада проводится в два тура и является полностью цифровой, что позволяет принимать в ней участие школьникам, знающим или изучающим русский язык, из любой страны мира и любого уголка Российской Федерации. Победа в Олимпиаде позволяет получить преференции при поступлении в Московский городской, но даже просто участие в Олимпиаде – это возможность войти в интеллектуальное просветительское пространство проекта Homo dicens, общаться с другими молодыми людьми, интересующимися русским языком и психологией языкового воздействия, принимать участие в мероприятиях, конференциях и исследования проекта HD.

Отборочный тур проводится в течение нескольких недель, его можно пройти в любое удобное время дня или ночи)) Основной тур проходит в строго определенное время одного конкретного дня. Пройти его можно только одновременно со всеми другими участниками, квалифицировавшимися в основной тур.

Отборочный тур проверяется системой дистанционного обучения МГПУ и поэтому каждый вопрос отборочного тура имеет строго определенный правильный ответ. Основной тур предлагает вопросы более сложные, поэтому и ответы на многие из них могут разными по своей глубине, направлению мысли и качеству. Но это позволяет выделить самых интересных будущих студентов Московского городского)) и предложить им не только бонусы при поступлении, но и участие в научной студенческой конференции, которая завершает студенческую олимпиаду по русского языку «Homo dicens».
Участники Олимпиады, в зависимости от уровня постижения природы и сущности языка, а также владения лингвистическими, коммуникативными и речемыслительными компетенциями, делятся на два уровня. Второй уровень предполагает высокий уровень сформированности компетенций и наличие навыков анализа устного и письменного текста, поэтому предлагается обучающимся старшей школы. Для тех, чей уровень недостаточно высок, есть первый уровень, он предполагает обучение в 8–9 классе.
Демоверсия Олимпиады предлагает для знакомства с Олимпиадой выборочные задания прошлых лет, которые позволят оценить ваш уровень подготовки и понять, в каком направлении вам стоит совершенствоваться, чтобы показать наилучшие результаты. ВНИМАНИЕ! Демоверсия не представляет собой полноценный вариант Олимпиады. Её задача – демонстрация подхода к изучению и осмыслению языковых явлений в олимпиадных заданиях. Для каждого уровня приводится несколько заданий с ответами и объяснениями, позволяющими понять специфику Олимпиады.

САМАЯ ВАЖНАЯ МЫСЛЬ
Олимпиада не требует специальной научной подготовки, выходящей за рамки школьной программы. Специфика заданий Олимпиады – в подходе к описанию и осмыслению языка. От участников требуется понимание языковых явлений, осознание эволюции языка и связи языка с мышлением человека и тем, как человек видит, понимает и оценивает мир.

Уровень А. 8–9 классы российских школ, иностранные школьники,
изучающие русский язык (уровень владения русским языком – ниже С1).
Уровень Б. 10–11 классы российских школ, иностранные школьники, изучающие русский язык (уровень владения русским языком – не ниже С1) или владеющие русским языком на уровне носителя языка.
Вопросы второго уровня строятся по тем же принципам, что вопросы первого уровня, но содержат меньше подсказок и/или предлагают разобраться с большим количеством фактов, например: вопрос, связанный с идиоматическими выражениями, который мы видели в демоверсии первого уровня, на втором уровне имел следующий вид:
Кроме этого, уровень Б включает больше вопросов, направленных на выявление уровня развития лингвистической компетенции участника. Цель этих вопрос – привлечь внимание к особенностям, сложным случаям, исключениям и иным неочевидным для большинства школьников явлениям, характерным для русского языка, его структуры и системы, например:
07 декабря / 2023, Homo dicens, Московский городской педагогический университет

Made on
Tilda